БЛИКФАНГ АДСЕНС
YouTube канал
Группа Вконтакте
РЕКЛАМА
ПУЗОМЕРКИ
Яндекс.Метрика тИЦ. Рейтинг@Mail.ru
Загрузка...

Стажировка экскаваторщиком

Закончив с обучением, передо мной встал серьезная проблема с поиском работы. Ключевым аспектом формирующим эту самую проблему было как раз то, о чем я говорил в своей предыдущей статье — экскаватор я в глаза не видел, и как им управлять мог только догадываться. А это, в свою очередь, сводило на ноль попытки трудоустроиться экскаваторщиком в принципе. Чтобы хоть как-то увеличить вероятность трудоустройства, хотя бы на 5%, от этого самого нуля, нужно было найти место где мне позволили бы поработать на технике. Над этим вопросом я ломал голову довольно долго, но решение пришло само-собой. Наверное у каждого из нас есть родственники, друзья и знакомые которые длительное время работают на автотранспортных предприятиях, имеют хорошие отношения с руководством. Такой родственник есть и у меня. Через своего дядю, я договорился о возможности прохождения стажировки на экскаваторе в одном из автодорожных предприятий города.

Стажировка проходила на карьере по добыче камня, посреди глухой тайги в 50 км. от города. Можно было бы рассказать как я тратил на дорогу туда и обратно по 6 часов в день, как КАМАЗы штурмовали гору и порой не могли пробраться в карьер из-за снегопадов, но думаю это не так уж и интересно.

В первый день, прибыв на карьер, я не мог налюбоваться бескрайними просторами густой тайги уходящей куда-то вдаль, за горизонт. Здесь исчезла привычная городская суета. Тишина заснеженной тайги, периодически прерывалась лишь тарахтением экскаватора или завыванием ползущего в гору КАМАЗа. На вершине карьера, одиноко стояли временный вагончик сторожа и скучающий без дела бульдозер.

 

Первым делом я пообщался с экскаваторщиком, рассказал кто я, кто меня отправил и пр. После чего Дима, так звали экскаваторщика, вкратце объяснил расположение органов управления, значение кнопок, рычагов,  а так же показал расположение «внутренностей». Получасовое знакомство с экскаватором, закончилось тем что я попробовал по управлять этой техникой. Если честно, то было страшновато. Я бесконечно путался в джойстиках. Пытался зацепить и поднять грунт, а вместо этого поднимал сам экскаватор с одной стороны на пол метра. При попытке открыть ковш, бился им о рукоять, в общем драконил экскаватор, и полагаю, этим сильно накалял Диму. Через 10 минут, мои первые мучения закончились и мы пошли в вагончик пить чай.

2

Стоит немного рассказать об основных органах управления экскаватора. Управление экскаватора просто как кирпич. Сев в экскаватор первым делом нужно опустить рычаг расположенный возле сиденья со стороны двери. Этот рычаг отвечает за давление в гидросистеме. Если его не опустить, экскаватор в движение не привести. Он преграждает тебе путь из кабины, так что выйти не подняв его, не получится. Сделано это для безопасности, чтобы, если ты садясь в кабину случайно заденешь джойстик, экскаватор не пришел в движение.10

Впереди расположены две педали, дублирующиеся рычагами, они отвечают за движение экскаватора вперед/назад. Правый рычаг и педаль — это правая гусеница, соответственно левая педаль и рычаг — левая гусеница. Можно управлять как тебе удобно — хочешь педалями, хочешь рычагами. Так как платформа крутится на 360 градусов, то чтобы начать движение, нужно вначале убедиться в какой стороне стоят ведущие звездочки. Просто можно толкнуть рычаги от себя, думая что кабина стоит передом, а окажется что она стоит наоборот и ты поедешь назад. Я так несколько раз путался.

Спереди, в правом углу, стоит монитор  бортового компьютера. Я не углублялся в его изучение, но там можно посмотреть наработку по моточасам, время до следующего планового ТО, все параметры работы экскаватора, типа давления в гидросистеме, оборотов двигателя, а так же наличия неисправностей.

Возле правого джойстика, интуитивно понятные кнопки — фары, дворники, печка, кондиционер, ключ зажигания т.д. Самый большой «вертушек» — это акселератор (рычаг газа). После того как мы включили рычаг давления в гидросистеме, этот «вертушек» необходимо повернуть примерно на половину и экскаватором можно начинать управлять.11

Управление ковшом, стрелой, рукоятью и поворотом платформы осуществляется при помощи двух джойстиков. На различных экскаваторах, те или иные функции могут отличаться. Например, на одном экскаваторе движение левого джойстика вправо, это поворот платформы, а на другом это движение рукояти. Но я расскажу как осуществляется управление на том экскаваторе, на котором я проходил стажировку, а именно на Hitachi ZX-330.

Левый джойстик:

рукоять движется от тебя.
 рукоять движется на тебя.
 платформа поворачивает влево.
 → платформа поворачивает на право.

Правый джойстик.

 стрела поднимается.
стрела опускается.
 ковш закрывается.
ковш открывает.

Джойстики очень «мягкие», чуть коснешься и экскаватор движется. Основная задача, это научиться контролировать степень надавливания на джойстик — «почувствовать экскаватор» и естественно, не путаться в действиях. Первые три дня у меня ушли именно на это. Например, хотел открыть ковш, вместо этого закрыл его еще больше или опустил стрелу. К концу третьего дня я уже перестал путаться, руки сами делали то что я хотел и меня это бесконечно радовало.

Затем, несколько дней, я учился правильно черпать грунт, набирать полный ковш  и при этом не зарываться. Получалось с трудом. Черпал то по пол ковша, то по трети. Долго не мог сообразить в какой момент нужно остановить движение рукояти на себя, начать закрывать ковш, до какого угла это делать и  в какой момент начать поднимать стрелу. Но со временем пришло понимание и этого. Рассказать как правильно это делать, я не могу, это нужно просто понять и привыкнуть в процессе работы.

Хоть я и научился черпать полный ковш и не зарываться при этом, оставалась последняя проблема — ямы. Ямы, это когда ты черпаешь грунт, нужно оставлять после зачерпывания ровную площадку по которой потом будут подъезжать КАМАЗы.  Попробую объяснить на «пальцах». Представьте маятник. Если его качнуть, он будет идти не по прямой, а описывать полукруг в движении. Если поставить ковш ровно на грунт и начать тащить рукоять на себя, то ковш будет постепенно зарываться вниз так же описывая полукруг. Чтобы ковш не зарывался, нужно синхронно тащить рукоять на себя и поднимать стрелу вверх, без скачков. Проще сказать чем сделать. Я потратил 5 дней чтобы научиться азам подобных манипуляций. Тренировался так — высыпал ковш грунта на площадку и ровнял ковшом от себя и на себя. Было довольно сложно скоординировать движение рукояти корректируя ее подъемом или опусканием стрелы. Эта тренировка напомнила фильм «малыш каратист», в том моменте когда он несколько дней красил забор. 🙂

Когда же я освоил и это, настало время погрузки КАМАЗов. Хоть я уже и умел управлять экскаватором, но грузить первые машины было страшно. При погрузке, нужно выполнить несколько новых задач, помимо тех что описал выше.
Во первых, не убить водителя, 🙂 если он вышел из машины.
Во вторых, аккуратно вести ковш, не рассыпая грунт, чтобы камни не падали на кузов или не дай Бог на кабину.
В третьих, не ударить ковшом по кузову КАМАЗа.
В четвертых, не сдвинуть машину с места, случайно толкнув ее открывая ковш.
И в пятых, грузить в определенное место, в район центральной оси. Нагрузишь больше на перед — КАМАЗ сильно трясет при езде, а если больше нагрузишь назад — машина руля не слушается. Везде свои тонкости.

13

Погрузив несколько дней машины, я уже перестал бояться, но по прежнему все делал с предельной осторожностью. Наверное надо хотя бы пару месяцев по выполнять эти однообразные движения, и все довести до идеала, ну или хотя бы приблизиться к нему. Для этого нужно найти работу экскаваторщиком, стажироваться больше, особого смысла не было. Сообщил руководству о том что все, моя стажировка закончена, все умею. И мне выдали справку, о том что я стажировался на экскаваторе. Предстоял долгий поиск работы.
Стоит сказать, что поиск работы, хоть и с умением, но без стажа — это еще одна, реально серьезная проблема. Которая, на момент написания этой статьи, не решена. Надеюсь, как только смогу решить и эту проблему, опишу все трудности с которыми столкнулся при поиске работы экскаваторщиком, о том как фраза — «нет, тебя не возьму», стала ожидаемой и привычной.

Подробный фото отчет о стажировке, вы можете посмотреть в моем посту на Pikabu.

10 комментариев: Стажировка экскаваторщиком

Страница 1 из 11
  • Иннокентий ЮрьевичNo Gravatar говорит:

    Жду продолжения с нетерпением!!!

  • МаратNo Gravatar говорит:

    Один в один моя история))))
    С небольшими поправками, я техник по компам и по компьютерным сетям.
    Без стажа, работу тоже пока не могу найти.

  • ВиталийNo Gravatar говорит:

    Молодец, приятно почитать 🙂

  • АндрейNo Gravatar говорит:

    Замечательно написаны обе статьи, и про учёбу, и про стажировку! Молодец! Отдельное спасибо-за своевременные фотки. Тебе уже можно не экскаваторщиком, а корреспондентом в какую-нибудь газету устраиваться! Уважение и пожелание удачи в поиске работы!

    Антон ЛазаревNo Gravatar Reply:

    @Андрей, Спасибо 🙂 Вообще-то, у меня обратная ситуация. Я был журналистом, потом вебмастером, теперь хотелось бы быть экскаваторщиком 🙂

  • ВадимNo Gravatar говорит:

    Поучительно! Спасибо….
    Как раз пришла мысль о переквалификации..

  • ВадимNo Gravatar говорит:

    Кстати, я так же из лириков в физики пробую 🙂

  • sandreosNo Gravatar говорит:

    У меня похожая ситуация.

  • КириллNo Gravatar говорит:

    Ребята нашли работу то? Есть ли смысл?

    Антон ЛазаревNo Gravatar Reply:

    У меня получилось так: Не смог в течении трех месяцев найти работу, а жить на что-то надо было. Пошел работать грузчиком на завод по розливу минералки, отпахал там год грузчиком. С нового года на заводе начали внедрять систему автоматизации склада — wms, меня повысили до оператора wms. По зарплате выходит почти тоже самое что и у экскаваторщика, но нет той романтики, да и если честно, потяжелее работа будет — голова постоянно пухнет.

Страница 1 из 11

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.